ZTL  (Zona a traffico limitato) – Зона ограничения движения (обычно в историческом центре города).

До приезда в Италию у меня не было ни малейшего представления об этом «матерном» слове ZTL. Когда я любезно поинтересовалась у сотрудника прокатной конторы о том, какие особенности вождения в Италии и есть ли что-то, на что мне нужно обратить особое внимание, он улыбнулся и сказал: «У нас все обычно, знаки стандартные. Парковки обозначены буквой «Р». Я со спокойным сердцем отправилась в центр Милана и припарковалась неподалеку от Миланского собора (D.uomo di Milano). Как потом оказалось это было первой ошибкой и моим первым въездом в ZTL.

ztl_5

Итак, ZTL есть почти в каждом городе – это особая зона в историческом центре (иногда начинается за несколько километров до въезда в центр), куда нельзя въезжать на автомобиле. Исключение составляют только резиденты: местные жители, работники компаний и постояльцы отелей (далеко не всех). Обычно после знака стоит камера, которая сканирует номера всех въезжающих машин и сравнивает их с базой. Затем автоматически выписывается штраф тем автомобилям, которых нет в базе. Причем, штраф выписывается каждый раз, как вы проезжаете под знак – даже если это происходит в течение короткого промежутка времени, пока вы кружите в поисках парковки.zlt_2

Забавно то, что в каждом городе свои правила для ZTL (например время действия знака, дни недели и т.д.). Обычно условия действия знака написаны мелкими едва заметными буквами, иногда сам знак практически не видно: он расположен либо высоко на стене, либо на столбе. Сразу скажу, что систематизированной карты этих зон не существует, а также большинство GPS не умеет определять ZTL и прокладывать маршрут в объезд. Тем более, как я подозреваю, границы действия знака часто меняются.

Пару раз со мной случалась подобная ситуация:

Планирую приехать посмотреть город (например Тиволи), стараюсь подъехать как можно ближе к какому-либо объекту (например церкви, дворцу и т.д.) и найти платную парковку. Я понимаю, что впереди может быть знак  ZTL, поэтому еду осмотрительно с готовностью свернуть на другую улицу. Однако, заранее о ZTL в 90% случаев не предупреждают, поэтому чаще всего происходит так: едешь по улице и упираешься в знак. Поворот куда-либо отсутствует, развернуться на узкой улице нет возможности, сзади бибикают «резиденты» этого района, которым не нравится твое промедление. И делать ничего не остается, как ехать вперед: а там уже камера «чик», — и ты попался.

Штраф за въезд в ZTL обычно превышает 100 EUR. Если вы путешествуете на арендованном автомобиле, то информация из полиции муниципалитета приходит в вашу компанию по прокату. Они в свою очередь передают информацию полиции об арендаторе автомобиля на момент нарушения. И… внимание!… берут за это административный сбор около 16 EUR. Это условие прописано в вашем договоре аренды мелкими буквами снизу. При чем списание идет с банковской карты, которую вы использовали при прокате, безоговорочно и без уведомления. У меня такие списания проходили по заблокированной карте: операцию они проводят не по карте, а по счету. Это очень интересная процедура, при чем оспорить списание практически не возможно. Я подозреваю, что итальянцы могут это делать и без основательно: ведь проверить факт с вашей стороны практически невозможно. При звонке они спокойно отвечают: «Штраф вам придет от полиции по почте, мы в этом никак не участвуем. Мы просто передаем данные в полицию.» Был этот штраф или нет – уже другой вопрос. Многие люди на форумах пишут, что штрафы из Италии им приходили через внушительный промежуток времени, в некоторых случаях даже больше чем через год. При чем часто в письмах содержатся угрозы о том, что штраф удвоится, а неуплата его приведет к передаче ваших данных куда-то там. В общем, изучив форум я сделала вывод, что большинство людей все-таки оплачивает эти штрафы в страхе не получить в дальнейшем шенгенскую визу.

Для городов Италии пополнение казны за счет штрафов – очень доходная статья бюджета. Также компании по прокату автомобилей, по слухам получают больше денег за «административные сборы», чем за сам прокат.

В моем случае первое списание «административного сбора» было через 2 месяца после возвращения из Италии. Подозреваю, что этот штраф был родом из Рима, где я каким-то чудесным образом въехала в ZTL (знака не было!), а потом уже на выезде висел прекрасный знак с перечеркнутым кругом (выезд из ZTL).zlt_end

Моим решением было не платить штрафы и заблокировать полностью кредитный счет (на это требуется 45 дней) во избежание дальнейших списаний. Не могу сказать ничего о получении шенгенской визы после этого: пока в Шенген ездить не приходилось. Но визы в США, Канаду, Великобританию удалось получить без проблем. Вряд ли вообще итальянцы с кем-то делятся информацией о «злостных неплательщиках» штрафов. У них в стране настолько все не организовано, что и отлаженную систему систематизации, я думаю, они пока не ввели.

Как избежать штрафа за въезд в ZTL:

  1. Всегда изучайте в интернете информацию по ZTL в каждом городе по маршруту. Также заранее определяйте для себя парковку (цену, расписание работы, условия парковки и т.д.) и разрабатывайте маршрут проезда до нее. Этот способ потребует от вас больших временных затрат
  2. Отправляйтесь в Италию на своей машине из России. Камеры не распознают «чужеземные» номера: этом случае штрафы не придут не только от ZTL, но и с камер на автострадах. Единственный риск – быть пойманным полицией «на месте».
  3. Заведите перед поездкой в Италию отдельную карту и закройте счет сразу после возвращения. Вряд ли штраф придет ранее, чем через 45 дней.
  4. Если ваш отель находится в пределах зоны ZTL, обязательно сообщите сотрудникам отеля, что вы приедете на автомобиле – они должны будут записать ваши номера и передать полиции данные о том, что вы у них останавливались. Это должно освободить вас от уплаты штрафа, так как вы приобретаете статус временного резидента. Так было со мной в Пизе. Однако, итальянцы и на этом делают деньги – за возможность избежать штрафа и поставить автомобиль на ночь в историческом центре с меня попросили 8 EUR. Но это ведь все равно меньше, чем штраф или риск не обнаружить утром автомобиль.
  5. Старайтесь не ездить в Риме на автомобиле — ZTL Рима самая большая в стране и заехать «не туда» очень просто. На карте ниже отмечена зона ограничения в Риме.roma_area_ztl